Модернизация

Ремонт зданий и сооружений

Стабильный город

Строительные материалы

Строительные нормы и правила

Элементы панельных зданий

Потёмкинская лестница

Потёмкинская лестница — бульварная лестница, ведущая к морю в Одессе. Архитектурное сооружение в стиле классицизма, являющееся одной из главных достопримечательностей города. Спроектирована архитекторами Ф. К. Боффо, А. И. Мельниковым и К. И. Потье в 1835 году, построена в 1837-1841 годах инженерами Дж. Уптоном и Г. С. Морозовым. В XIX — начале XX века называлась лестницой Николаевского бульвара или Гигантской, с 1919 года по 1941 год — лестницой бульвара Фельдмана или Приморской, затем — Потёмкинской. В различное время также именовалась Бульварной, Ришельевской, Воронцовской, Портовой и Большой. Задуманная как парадный вход в город с моря, лестница стала доминантой архитектурного облика Одессы и ее символом. Александр Грин называл лестницу знаменитой, Жюль Верн — монументальной, Александр Николаевич Островский — единственной в своем роде, а Марк Твен — великолепной. Многократно описанная путешественниками, писателями и поэтами лестница величественно спускается уступами от Приморского бульвара к пассажирскому терминалу Одесского морского порта. Ее считают одной из самых знаменитых лестниц мира. Потёмкинская лестница, июль 2008 года, вид сверху. Лестница состоит из десяти маршей, насчитывающих 192 ступени, десяти промежуточных площадок. и обрамлена с двух сторон парапетом двухметровой толщины. Изначально ступеней было двести, однако при расширении порта и проведении Приморской улицы восемь нижних — были засыпаны. Длина лестницы — 142 метра, она построена перспективно: основание (21,7 м) значительно шире верхней части (13,4 м). При взгляде сверху создаётся впечатление одинаковой ширины лестницы на всём ее протяжении. При этом парапеты лестницы кажутся параллельными и видны только площадки. При взгляде снизу лестница кажется длиннее и больше чем она есть в действительности, причем, виден только сплошной каскад ступеней. Лестница начинает свой спуск от Приморского бульвара, не далеко от памятника герцогу де Ришелье, именуемого в Одессе просто Дюк. Нижний пролет лестницы выходит на тротуар Приморской улицы.[ Абразионная форма берегового рельефа оказалиь причиной того, что Одесский порт со своими сооружениями и причалами разместился на низменной прибрежной полосе, а сам город — на возвышенности. Со дня основания Одессе был нужен удобный доступ

к морю. В то время город подходил к морю почти вплотную и заканчивался обрывистым спуском за Николаевской улицой (будущим Николаевским, а затем Приморским бульваром) высотой в 30-35 м, позднее огороженный деревянными перилами. Спускались к морю так, как это описал А. С. Пушкин в «Евгении Онегине», повествуя о путешествии своего героя в Одессу: Бывало пушка зоревая, Лишь только грянет с корабля, С крутого берега сбегая, Уж к морю отправляюсь я. Одесский старожил и краевед Михаил Дерибас позднее утверждал, что лестница была построена «на том месте, где была тропинка». Первые деревянные лестницы ведущие к морю появились после отъезда А. С. Пушкина из Одессы. С первых дней Одесса застраивалась по античным образцам, подчеркивая преемственность с древнеэллинскими городами Северного Причерноморья. Классицизм стал одним из наиболее часто применяемых в первой половине XIX века в Одессе архитектурных стилей, что было характерно для таких архитекторов, как Ф. К. Боффо, братьев Фраполли, А. Дигби, Ж. Тома де Томона и др. Ведущую роль в создании визитной карточки Одессы — архитектурного комплекса Приморского бульвара, куда входит и Потёмкинская лестница, сыграл Ф. К. Боффо, в 1837 — 1857 годах служивший архитектором при канцелярии Новороссийского генерал-губернатора графа М. С. Воронцова. В первоначальном плане города, составленным в конце XVIII века инженером Ф. де Воланом, лестница не предусматривалась. Инициатором ее строительства выступил Михаил Семёнович Воронцов, который согласно легенде распорядился построить лестницу в качестве подарка своей супруге Елизавете, обошедшегося Воронцову в 800 тысяч рублей. Изучение обстоятельств связанных с принятием решения о строительстве лестницы не обошлось и без масонской версии. На самом деле финансирование строительства лестницы производилось из городской казны, весьма успешно наполняемой как в результате хозяйственной деятельности, так и таможенными отчислениями и поступлениями от ластового, якорного и прочих сборов, все благодаря пожалованному в 1817 году Одессе статуса порто-франко. Городской бюджет Одессы в середине XIX века превосходил бюджеты отдельных государств Европы того времени, а в 1825—1827 годах Одесса из своих доходов одолжила 800 тыс. руб. на обустройство петербургских таможенных зданий.

Зелёное строительство

Монолитное строительство

Сейсмостойкое строительство

Сооружения

Строительство

Типовые серии жилых домов

Экогорода